В последнее время все больше компаний переходят от явно устаревшей формулы создания «одноразовых кораблей» к космическим аппаратам, которые могут не просто долететь до орбиты Земли, но и вернуться обратно. Конечно, у всех из нас на слуху Илон Маск и Джефф Безос со своими проектами. Но радует, что за подобные инициативы берутся и наши соотечественники. Например, как сообщила редакция портала «РИА Новости», группа российских исследователей планирует разработать многоразовый грузовой транспортный корабль.
Доставка грузов с Земли — дорогое удовольствие
Кто строит многоразовые космические корабли в России
С инициативой выступили представители частной российской компании «Международные транспортные космические системы» (МТКС), которая создана выходцами из S7 Space. При этом МТКС не станет работать в гордом одиночестве. Компания заручилась поддержкой госкорпораций «Роскосмос», «Росатом» и «Ростех».
Читайте также: Маск обещал, что Starship полетит в космос через 2 месяца
В рамках амбициозного проекта будет построен космический грузовой корабль под названием «Арго». Если вы помните греческую мифологию, то «Арго» — это название судна аргонавтов, на котором последние отправились на поиски Золотого руна. В данном случае аналогия более, чем очевидная, ведь освоение космоса при помощи многоразовых космических кораблей — очень перспективная «золотая жила».
Но вернемся к кораблю. Согласно спецификациям, космическое судно будет состоять из многоразового возвращаемого аппарата и одноразового двигательного отсека. Предполагается, что «Арго» сможет доставлять единовременно до 2 тонн груза на Международную космическую станцию (МКС) и возвращать до 1 тонны полезного груза обратно на Землю. Ожидается, что ресурс корабля составит 20 циклов взлет–посадка. При этом корпус корабля будет собран из композитных материалов, для чего собственно планируется построить сборочно-производственный комплекс. В качестве возможных площадок рассматриваются Казахстан, Воронеж и Подмосковье. Главным конструктором нового корабля назначен Николай Брюханов, ранее создавший для корпорации «Роскосмос» космический корабль «Федерация».
Стоимость цикла использования корабля (включая и его изготовление) составит около 11,5 миллионов долларов США. Первые тестовые полеты и летные испытания «Арго» планируется начать уже в 2023 году, а с 2026 года при условии успешных испытаний должны начаться регулярные запуски первого российского многоразового космического грузового корабля. Как вы считаете, сможет ли творение российских инженеров-конструкотров побороться с проектами той же SpaseX? напишите об этом в нашем чате в Телеграм.
Сейчас «Прогресс» — это основной вид транспортно-грузовых кораблей РФ. Но скоро все может измениться
Стоит также отметить тот факт, что на данный момент для доставки грузов на МКС в России используют корабли «Прогресс МС», изготовление которых, согласно данным сайта госзакупок, обходится казне в 29,5 миллионов долларов США. При этом «Прогресс» способен вывезти на орбиту Земли 2,6 тонны груза, но возвращать он ничего не может. Других транспортных грузовых кораблей у России нет, поэтому «Арго» может стать не просто неплохой альтернативой западным разработкам, но и космическим кораблем, который за куда меньшую стоимость будет выполнять куда больше функций.