Сейчас ведущие аэрокосмические агентства мира вовсю готовят свои марсианские программы по исследованию Красной Планеты. Совсем скоро стартует миссия Mars 2020, целью которой будет изучение поверхности Марса и нахождение того, о чем говорят на протяжении многих десятилетий ученые и писатели-фантасты — жизни за пределами нашей планеты. Однако один из бывших ученых NASA в своем блоге, написанном специально для журнала Scientific American рассказал о том, что следы жизни были обнаружены на Марсе уже довольно давно — более 40 лет назад.

Бывший работник NASA заявил, что следы жизни на Марсе обнаружили еще в 1970 годуБывший работник NASA заявил, что следы жизни на Марсе обнаружили еще в 1970 году

Возможно, на Марсе все это время существовала жизнь. Просто мы искали ее не тем способом

Есть ли жизнь на Марсе?

Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, пока что нет. Однако старший научный сотрудник NASA Гилберт Левин вместе со своими коллегами в рамках эксперимента Labeled Release во второй половине 1970-х годов в пробах марсианского грунта обнаружили, с его слов, свидетельства следов присутствия жизни на Марсе. Грунт был взят в рамках программы «Викинг». Если вкратце, то программа «Викинг» включала запуск двух космических аппаратов — «Викинг-1» и «Викинг-2», которые должны были провести исследования как орбиты, так и поверхности четвертой планеты от Солнца, а также поиск жизни в пробах грунта.

Примерно так происходит забор марсианского грунта

Но как удалось обнаружить присутствие жизни? По словам господина Левин, эксперимент Labeled Release был основан на опыте, предложенном в 1864 году знаменитым биологом Луи Пастером. Пару веков назад европейский ученый заметил, что если микробам дать возможность размножаться в питательном растворе, то на поверхности этого раствора будут появляться пузырьки газа. На Марсе этот эксперимент длился семь дней (у Луи всего несколько часов). То есть по факту — это тест на наличие метаболизма бактерий, который косвенно говорит об их присутствии. Единственное, что может дать ложноположилтельную реакцию — это химические процессы вроде закипания питательного раствора. По крайней мере, в экспериментах на Земле было именно так. Но для того, чтобы этого избежать, в рамках опыта был добавлен контроль температуры окружающей среды и раствора, чтобы не допустить перегревания.