Найдена экзопланета с рекордно малым периодом обращения

Международная команда астрономов объявила об открытии экзопланеты с наименьшим известным периодом обращения. Она получила обозначение NGTS-10b. Обнаружили ее в ходе анализа данных, собранных в рамках транзитного обзора NGTS, который осуществляется 12 автоматизированными телескопами, установленными на обсерватории Серро Параналь.

Найдена экзопланета с рекордно малым периодом обращенияГорячий юпитер в представлении художника. Источник: ESA/Hubble

NGTS-10b обращается вокруг оранжевого карлика, расположенного на расстоянии около 1060 световых лет от Солнца. Возраст звезды оценивается в 10,4 млрд лет, она характеризуется достаточно высокой активностью.

Радиус новооткрытой экзопланеты превышает радиус Юпитера в 1,2 раза, а масса — в 2,1 раза. Ее орбита пролегает на расстоянии 2 млн км от поверхности центральной звезды. На один оборот у NGTS-10b уходит всего 18 часов, что является рекордным показателем. Из-за такой близости к светилу атмосфера планеты сильно разогрета. По оценкам астрономов, равновесная температура ее дневной стороны составляет 1050°C.

Стоит отметить, что необычная планета движется в опасной близости от предела Роша. В астрономии так называют радиус круговой орбиты, ниже которой спутник будет разрушен приливным силами центрального тела. В случае с NGTS-10b большая полуось ее орбиты составляет 146% от значения предела Роша для данной звезды, и это расстояние постепенно уменьшается. По расчетам исследователей, в ближайшие десятилетия период обращения этого объекта уменьшится на 7 секунд, что можно будет зарегистрировать при помощи наблюдений. А примерно через 38 млн лет экзопланета перейдет предел Роша, после чего будет разорвана на части тяготением своей звезды.

По материалам: https://phys.org/